2013/06/07

Памятка молодому дизайнеру: Зачем дизайнеру блоггер? Как его выбрать? Как с ним работать? И когда же будут продажи?


6 июня в Модном Доме Вячеслава Зайцева состоялся fashion-брифинг с темой: «Чего "стоит" блогер? Российская fashion блогосфера активно заявляет о себе, как о реальной силе, влияющей на продвижение начинающих дизайнеров одежды. Но так ли это на самом деле?».
К сожалению, я припозднилась к началу, и не имела возможности рассказать о том, что я думаю по этому поводу. Поэтому, я в письменной форме изложила свои ответы на животрепещущие вопросы встречи: 

Зачем дизайнеру блоггер? 
Как его выбрать? 
Как с ним работать? 
И когда же будут продажи?



1)  Зачем дизайнеру блоггер?
Блоги – это всего лишь один из множества рекламных/PR каналов. И надеяться на повышение уровня узнаваемости или, тем более, увеличение объемов продаж, работая исключительно с блогами – это стрельба по воробьям. Необходим комплексный подход к продвижению, т.е. полноценный медиа-план. В который, кроме продвижения в блогах, должны входить и другие каналы продвижения. Это можно рассматривать как в ширь, так в глубь. Т.е. если позволяет бюджет, то нормальный медиа-план должен включать как минимум три канала продвижения, например, интернет, печатная пресса и наружная реклама. Все зависит от целей, задач, сроков и еще множества факторов. Если же мы говорим только об интернете, то помимо блогов, которые также являются одним из путей продвижения бренда, то должны быть задействованы и другие рычаги воздействия на потребителя такие, как контекстная реклама, присутствие в интернет каталогах,…… да хоть баннерная реклама, главное, чтобы это был продуманный медиа-план, а не стихийные потуги пиариться то тут, то там. Такие бессистемные действия ни к чему не приведут.


2)  Как выбрать блоггера?


Если с первым шагом на пути вы уже определились и решено работать с блоггером. То выбор зависит в первую очередь от того, что вы хотите получить в итоге. На мой взгляд, руководствоваться только количеством читателей и стилем письма, не достаточно. Количество читателей нередко преувеличивается, а о качестве вообще сложно судить. Например, какой-либо пост в блоге имеет 1000 просмотров, но это не значит, что они уникальны, т.е. что это 1000 совершенно разных людей посмотрели пост по одному разу. На самом деле, это могут быть и всего лишь 200, посмотревшие пост несколько раз, да еще и с разных гаджетов (компьютер, телефон, планшетник). Что касается стиля письма, не всем нравиться читать тексты от первого лица с кучей личных эмоций. Есть и те, кто доверяет информации, донесенной в официальной форме, к примеру, продюсеры тв-программ разыскивающие героя для модной темы. ;-)

Про качество аудитории: каким бы ни был блог, у него своя аудитория, которой сложно дать объективную оценку как самому блоггеру, так и дизайнеру. Дизайнер, в первую очередь, сам должен понять, КТО его аудитория и потом сопоставить с форматом того или иного блога. 
Например, если ваша аудитория жен., 25+, с достатком выше среднего – то пост о вашем продукте в блоге, который ведется в стиле «18-летней блондинки со всеми вытекающими в сеть последствиями», даже если у этого блога огромное количество читателей, будет пустой тратой времени и сил. 

О соответствии своей ЦА (целевой аудитории) и ЦА блога необходимо помнить в первую очередь. Далее, если вы нашли «своего идеального» блоггера с соответствующей ЦА, неплохим рейтингом и цитируемостью в сети (а лучше, если блоггеров будет несколько и они будут отличаться между собой, но все также соответствовать формату вашего бренда и продукта), надо также понимать, что единичная публикация о вашем бренде мир не изменит. Здесь мы вспоминаем наш медиа-план, цели и сроки их достижения. 
Вывод: необходимо составить план публикаций, их периодичность, тему, форму и стиль публикаций.
Также, проанализируйте разные блоги на предмет профессиональности. Т.е. например, как часто и в каком формате автор пишет об одном и том же продукте, бренде. Если системности нет, то блоггеру все это чуждо и от маркетинга он далек, он пишет о том, что в голову взбредет, если вас это устраивает и вы готовы сами планировать его эпистолярные порывы, то здорово. Если некую системность вы все-таки заметили, пообщайтесь с автором на эту тему, возможно вам предложат уже готовую «работающую» схему. Если у вас нет времени и понимания что и как анализировать, то обращайтесь к специалистам.


П/с: кстати, в интернете множество вариантов заявить о себе БЕСПЛАТНО, надо просто напрячься и изучить их, либо нанять продвинутого PR-менеджера, который все это сделает.

3)  Как работать с блоггером?
Условия работы с блоггером могут иметь два очевидных варианта сотрудничества:
- За деньги.

Это самый честный, на мой взгляд, вариант. Вам предоставляют услугу, вы за нее платите. Вы же не берете в магазине продукты бесплатно :-). И платить надо за оказанную услугу, а не за то, на сколько она понравилась вам или нет. Когда вы, например, приходите в салон стричься, то платите за стрижку, а не за то, понравилась вам стрижка или нет… 
А если серьезно, то прежде, чем начать работу с блоггером, необходимо четко для себя понять, что вы хотите от публикации(ий) и максимально конкретно ставить ТЗ (техническое задание), особенно если вы работаете на коммерческой основе.


Цены. Они не могут быть классифицированы по единому тарифу, т.к. все зависит от множества факторов (блоггера, блога и объема/формата публикации(ий) и т.д.). И часто сам блоггер не знает расценок, потому что в нашей стране, в общей сложности, этот рынок слабо развит. При оценке работы можно ориентироваться на количество знаков, и для емких текстов это актуально. Но если блог состоит из постов разряда «одно фото две строки», то в этом случае нужно обсуждать количество и состав таких постов, а также объем затраченных на них усилий блоггером. Все очень индивидуально. Как я писала выше, зависит от ваших целей и задач, которым должная соответствовать PR-кампания по средством блоггинга.
- Бесплатно.


Я, как и многие, часто пишу на те темы, интересные мне без каких-либо меркантильных мыслей. Замечательно, если у вас есть такие поклонники. Но, один деликатный момент, нельзя забывать о том, что все мы – люди и сухим «спасибом» долго сыт не будешь. Нет, я не продолжаю тему коммерческих взаимоотношений с блоггерами, я говорю о том, что эти бескорыстные отношения тоже необходимо поддерживать и укреплять (приглашать на показы, дарить подарки, …даже порой «лайки» в соц.сетях  могут быть началом и продолжением продуктивных взаимоотношений :-)) Это чистая психология.
Здесь, я еще также отмечу, что существуют дизайнеры ведущие себя крайне пафосно и предвзято как по отношению к блоггеру, так и к окружающему миру в целом. И это случается как известными дизайнерами, так и совсем - нет. Не стоит забывать, что блогосфера – это группа оперативного реагирования, может кто и проигнорирует такое отношение к себе, но обязательно найдутся те, кто нальет грязи в ваш адрес. И потом эта грязь хорошенько проиндексируется в сети и всплывет в самый неподходящий момент.


Давайте жить дружно :-)


4)  И когда же будут продажи?


Для начала, продажи - не единственная цель, которая может быть у PR-кампании, целью также может быть и узнаваемость вашего бренда. И она, кстати, по правилам маркетинга, первичней. Сначала о вашем бренде/продукте должна узнать ЦА и, вследствие лояльности к нему, покупает. Никакой блоггер, как и любое другое СМИ не может 100% гарантировать продажи. Во первых, это потому, что его работа – информировать вашего потребителя о вас, а не продать. Во вторых, эффективность работы блоггера, как и любого другого СМИ оценивается только по количеству контактов ЦА, в данном случае, с публикацией.
Нуууу, скажете вы, никакой конкретики по продажам. Да, ее не будет, т.к. даже если вы запустите рекламу на ТВ, это не будет вам гарантировать продажи.
Что еще хочу добавить в этой теме. Прежде чем начинать искать пути продвижения своего продукта/бренда, необходимо позаботиться о своем бэкграунде: сайт и/или страница в соц.сетях, но сайт – авторитетней и условия, при которых потребитель может познакомиться с вашим товаром и купить. Ведь, зачастую, очень многие начинают продвижение себя любимых, без элементарной качественно заполненной страницы в соц.сети. Да, наличие собственного сайта и/или интернет магазина и/или уже налаженная дистрибуция вашего товара (вас можно купить в каком-либо магазине) – это большая вероятность успеха. Но если у вас нет на все это бюджета, заведите хотя бы страницу соц.сети с качественным контентом, с контактами!, и с информацией где и как ваш продукт можно купить! И совсем, идеальный вариант, УКАЖИТЕ ЦЕНЫ! Это примитивные правила, но поверьте, о них оооооочень часто забывают.

Если все вышесказанное не дало вам ответов, на поставленные вопросы, тогда займитесь анализом УСПЕШНЫХ конкурентов и коллег.


Надеюсь, кому-то эта информация станет полезной, если у вас есть вопросы или комментарии, вы можете оставить их здесь или на FB.

Мой профайл на FB: http://www.facebook.com/elena.mcsudy

3 комментария:

  1. Прекрасный материал!! Емко, лаконично и доходчиво. И не нужны никакие жаркие дебаты, достаточно прочитать этот материал.
    Согласна с каждым словом.

    Особенно про "вы же не берете продукты бесплатно". Это давно пора было озвучить. Потому что предложения "Приезжайте к нам и напишите потом" уже слегка раздражают. С чего бы мне ехать к кому-то, о ком я впервые слышу, тратить время\деньги за спасибо? Это странно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :)
      Но, я все-таки, склоняюсь к мнению, что подобное происходит по причине недоразвитости российского рынка моды и взаимоотношений участников этого рынка, в целом.... все туманно и мало конкретики.

      Удалить
  2. Отличные советы, спасибо большое. По поводу первых двух пунктов хочу уточнить, что если блог ведется на своем домене/сайте (я просто не в курсе, как это в Livejournal или Blogspot) - то не надо гадать о количестве и качестве аудитории, попросите гостевой доступ в статистику сайта - в Яндекс Метрику или Гугл Аналитикс. Для размещения рекламных постов это нормальная практика, норма вежливости. Из статистики Вы узнаете и количество ежедневных/ежемесячных/ежегодных уникальных посетителей сайта, и о том кто эти люди, их место проживания, возраст, даже браузер или операционную систему, в конце-концов.

    ОтветитьУдалить